Один из лучших боксеров мира Джордж Форман (англ. George Foreman; 10
января 1949, Маршалл, Техас, США) — американский боксёр-профессионал,
выступавший в тяжёлой весовой категории. Олимпийский чемпион 1968 года.
Чемпион мира тяжёлой (версия WBC, 1973—1974; версия WBA, 1973—1974 и
1994; версия IBF, 1994—1995) весовой категории.
Профессиональная карьера Большого Джорджа в общей сложности продлилась 28 лет – с 1969 по 1997 год. Всего за карьеру Форман провёл 81 бой, уступив в пяти, причём трижды – когда ему было уже за сорок. У него 89,4% побед нокаутом, и этот показатель был ещё выше в его "первой жизни" в профессиональном спорте до десятилетнего перерыва – 93,33%.
В любителях Джордж Форман выступал только в супертяжёлой категории, в отличие от Али и Тайсона. В феврале 1967 года в 18 лет Джордж выиграл любительский чемпионат "Золотая перчатка", а в 1968 году он победил на национальном первенстве, завоевав право участвовать в Олимпийских играх. Когда Форман прибыл в Мехико, он имел в активе 21 бой, 18 побед и 3 поражения. 27 октября 1968 года в финале олимпийского боксёрского турнира Джордж нокаутировал во втором раунде советского боксёра Йонаса Чепулиса. Спустя год после этой победы, Форман подписал профессиональный контракт. На Формана очень похож развитием карьеры Кличко-мл. Как и Джордж, Владимир в качестве олимпийского чемпиона дебютировал как профессионал в 20 лет, в первые годы проводил слишком много "мешочных" боёв, а как боец по настоящему созрел после 30-летия. Как и молодой Форман, Кличко – "падучий" боксёр.
Очень примечательный факт: Форман начал свой профессиональный путь в год отсутствия своего главного "врага по жизни" – Мохаммеда Али, который в тот момент оставался непобедимым и воспринимался современниками богом ринга. В 70-е годы Джордж считался боксёром громадных размеров и фантастической силы. Его тренер Дик Сэндлер говорил: "Я вырастил настоящего монстра. Ни один человек на земле не может с ним справиться". Однако таким монстром молодой Форман смотрелся на фоне среднего супертяжеловеса тех времён, каковым тогда являлся Григорио Перальто (183 см, до 90 кг). Молодой Форман имел почти идентичные габариты, которые сегодня имеет Даварил Вильямсон, который на фоне современных супертяжеловесов напоминает беглеца из Бухенвальда. Такое парадоксальное впечатление усиливается благодаря тому, что Форман, в отличие от Вильямсона, имел атлетический тип телосложения, поэтому на его очень широких костях даже небольшое количество "мяса" смотрелось очень устрашающе. Превосходство в мышечной массе над соперниками, которое частенько достигало 10 и более килограммов, с первых боёв на профессиональном ринге наложило крепкий отпечаток на стиль Формана. Он владел хорошим джебом, благодаря которому он сможет успешно выступать до 48 лет, однако по молодости частенько забывал о нём. Описание манеры боя молодого Формана можно свести к таким словам: "Затолкал к канатам и забил апперкотами". При этом Джордж мало заботился о защите. Он почти всегда напролом двигался на соперника, словно танк, почти беспрерывно выбрасывал удары, не считаясь с ответными атаками. Форман вымахивался к средним раундам, именно поэтому он имел не так много побед нокаутом в последних раундах и терпел поражения, будучи измотанным.
Форман был ограниченным боксёром, но обладал некоторыми выдающимися данными атлета, которые позволяли ему побеждать определённых бойцов, в основном таких же "дубов" как он, желательно уменьшенных в размерах. Почти все его соперники уступали ему в выносливости притом, что Форман ни молодой, ни старый не обладал выдающейся выносливостью. Джорджа можно назвать как счастливчиком, так и умелым стратегом своей карьеры. Ему крупно повезло с такими соперниками, как Нортон и Фрейзер. Во-первых, оба они плохо держали удар, во-вторых, оба они умудрились нанести Мохаммеду Али первые его поражения. Не будь этих выдающихся боксёров 70-х, Форман не смог бы себя никак громко проявить и, скорее всего, завершил бы свою карьеру в ранге "мешкобойца" вроде Шеннона Бриггса.
22 января 1973 года Форман в возрасте 24 лет стал абсолютным чемпионом, нокаутировав во втором раунде небитого Джо Фрейзера, сбив его с ног шесть раз. Вторую абсолютную защиту Джордж провёл против Кена Нортона, с которым разобрался за один раунд с небольшим, опрокинув его на настил ринга три раза. Казалось бы, и у Али было столько же шансов, ведь в поединках с Фрейзером и Нортоном он выигрывал только по очкам и обоим проиграл. Спортивные комментаторы утверждали, что "знаменитое кружение" Али, его скорость и маневренность теперь изрядно уступали тому, чем когда-то владел Кассиус Клей. Однако эксперты не принимали во внимание две очевидные вещи: Форман, если ему дать вволю помахать кулаками, "умирал" после пятого раунда и утрачивал способность побеждать нокаутом. Али, хотя и неоднократно вытирал канвас будучи лёгким тяжеловесом, заматерев и потяжелев до 96 кг, стал непадающим (не считая флэш-нокдауна от Вепнера). Бой Форман-Али состоялся в необычных условиях: ранним утром на открытом стадионе в одной из африканских столиц. Оба бойца выглядели вялыми и больными. Мохаммед вынудил инертного Джорджа много работать по себе как по мешку, и в 8 раунде, выждав подходящий момент для атаки, нокаутировал его.
Бытует мнение, будто после этого поражения Форман резко изменился и стал другим, то есть хуже. Под "хуже" понимается, что Форман стал нерешительнее, отказался от затяжных серий акцентированных ударов. Это неверно. Просто существует два молодых Формана: один блестяще выглядел против статичных или небольших тяжеловесов, другой – нелепо против остальных, особенно сочетающих тактическую подготовку, технику и размеры. Стоило сопернику начать продольное или поперченное движение, клинчевать, бой сразу менял рисунок и затягивался. Ярким примером тому является второй поединок Формана с Фрейзером, который продлился в три раза дольше благодаря большей осмотрительности и подвижности Дымящегося. Однако Джо набрал пять лишних килограмм и выдохся раньше Джорджа. Утрата концентрации внимания в бое с Форманом обычно равносильна получению нокаута. Если отбросить "малосольных" боксёров, то в 70-е годы Форман побывал в нокдауне почти от всех соперников, которые смогли бы составить хоть какую-то конкуренцию супертяжеловесам современного склада. После поражения нокаутом от Али, Форман дважды был в нокдауне от ветерана Рона Лайла и ещё один раз от своего ровесника Джимми Янга, такого же безударного, как Крис Бёрд.
Поражение от Джимми Янга стало роковым в карьере молодого Формана, поскольку это был один из этапов отбора за право встретиться с чемпионом мира Мохаммедом Али. В случае победы, учитывая отказ Али от одного из своих поясов, Форман мог заполучить проходного для себя Кена Нортона и во второй раз стать чемпионом. Однако пока Форман переживал свою неудачу, картина резко изменилась. На первый план вышел Ларри Холмс – "клон" Али, к тому же он был даже младше Джорджа. Холмс, едва появившись на большом ринге, принялся бросать вызовы Форману. Как один из римских сенаторов, заканчивающий каждую свою речь словами: "Карфаген должен быть разрушен", Холмс каждую свою речь завершал оскорблениями Формана.
У Джорджа имелось редкое качество: он боялся поражений, потому с одной стороны, всегда готовился к боям, начиная от подбора соперника (там, где это можно) и кончая тренировками, а с другой, в случае поражения он делал длительные перерывы. Именно боязнь (или нежелание) проигрывать подталкивала его терпеть, выстаивать поединок до конца, и нокаут от Али в этом ему помог укрепиться. Джордж был самовлюбленным человеком с отличными организаторскими качествами, что проявилось как в его будущей деятельности священника, так и раскрутке. Форман тем дольше простаивал, чем неожиданнее было для него поражение. После Холифилда был наименьший простой, потому что перед матчем повсюду слышны были ожидания его поражения быстрым нокаутом. Подобные длительные простои имеются у других чемпионов, но они вызваны сочетанием горечи поражения, травм и семейно-бытовых проблем, а также проблем с законом и случались у них пару раз. Форман же почти всегда делал длительную паузу. Это позволяло ему ещё осторожнее относиться к новым боям и тем самым избежать очередной неудачи.
В этот раз пауза затянулась на целых десять лет. Форман терпеливо дождался ухода Холмса, потерпевшего два поражения кряду и объявившего о завершении своей карьеры. 9 марта 1987 года после десятилетнего отсутствия Джордж Форман вернулся в большой бокс, поставив своей главной задачей бой с Майком Тайсоном, царствование которого тогда казалось вечным. Форман внешне сильно изменился. Он не только потяжелел на 15 кг, но и увеличился в линейных размерах на пару сантиметров. Уже через год, проведя семь разминочных боёв в основном с бывшими соперниками Железного Майка, Форман встретился с первым "боксёром, похожим на Тайсона", то есть Дуайтом Кави. Форман набрал самую идеальную форму за всю свою вторую часть карьеры, однако его спасло от конфуза только нежелание Кави продолжить бой в седьмом раунде. Маленький и почти такой же возрастной, как он сам, Кави на протяжении всего боя проваливал Джорджа, который выглядел страшно неуклюжим и порой смешным. Спустя год в шкафчик Джорджа добавился ещё один скальп "боксёра, похожего на Тайсона", то есть Берта Купера. В следующем поединке Форман побеждает ещё одного такого бойца, тем самым максимально подготовив себя к очной встрече с Тайсоном.
Бой с абсолютным чемпионом назрел к тому моменту, как Форман приблизился к десятке лучших. Чтобы ускорить процесс, 41-летний Джордж впервые со второго пришествия решился на серьёзный бой – он бросил перчатку Джерри Куни. Сенсационная победа над Куни открыла Форману прямой путь к Тайсону, но тот месяцем спустя теряет корону. Бой с Тайсоном был назначен на 16 июня 1990 года, однако в этот день они дрались на одном ринге против разных соперников. Ближе к лету были улажены препятствия на пути к поединку Даглас-Холифилд, и Форману было сделано предложение встретиться с победителем этой пары, при этом открытым текстом называлось имя Холифилда. Ещё до боя Даглас-Холифилд было подписано соглашение о поединке Холифилд-Форман. В случае поражения от кого-либо, в том числе от Тайсона, Форман терял это право, а с тем и ожидаемый гонорар в 10 млн. Форман будет вызывать Тайсона до конца своей карьеры, и в другой раз они могли встретиться. В 1995 году Форман-чемпион предлагал Тайсону космические деньги. Но, возможно, Майк сам не хотел этой встречи. По словам одного журналиста, во время обеда ещё в 1990 году, Тайсон раздражённо сказал: "Я не буду драться с этим животным".
Поражение от абсолютного чемпиона Эвандера Холифилда открыло во втором пришествии Формана новый этап карьеры. С этой поры Большой Джордж встречался, как правило, только с элитными супертяжеловесами, при этом разница в возрасте всё время нарастала не в его пользу. После поражения в матче за вакантный титул WBO от Томми Моррисона, который был его младше на 20 лет, Форман отсутствовал полтора года. Тут ему бросает вызов не имеющий поражений свежеиспечённый суперчемпион WBA и IBF Майкл Мурер. И дедушка (за два месяца до возвращения из тюрьмы Тайсона у Формана родилась внучка) в проигрываемом по очкам поединке нокаутировал Мурера, став не только самым "старым" чемпионом мира, но и двукратным линейным чемпионом.
Таким образом, Форман в отличие от Али и Фрейзера овладел поясом IBF, а в отличие от другого представителя старой гвардии, Холмса – WBA. Целых три года на Формана "охотился" Леннокс Льюис, зарясь на его "линейное величие". Однако 22 ноября 1997 года два судьи несправедливо присудили победу Шеннону Бриггсу, и ведущий шоу Ларри Мерчант прямо сказал Форману: "Это ведь твой последний бой? Ты завершил свой путь".
Большой Джордж навсегда останется в нашей памяти как один из самых харизматичных нокаутёров за всю историю бокса.
Комментариев нет:
Отправить комментарий